Схема сертификации по ITIL
В наши дни наличие сертификатов, подтверждающих профессиональные навыки, является весьма важной составляющей квалификации любого ИТ-специалиста и все чаще - одним из условий при приеме на работу.
Во многих компаниях наличие сертификатов ITIL® у кандидатов, претендующих на должность системного администратора, становится не просто дополнительным плюсом, но решающим фактором при прохождении собеседования; для специалистов, претендующих на более высокие должности, наличие сертификатов по ITIL уже является обязательным требованием на этапе рассмотрения резюме.
Согласно разработанному OGC1 плану по прекращению приема экзаменов по второй версии ITIL, опубликованному осенью 2009 года, на текущий момент закончился прием любых экзаменов по второй версии ITIL. Единственным возможным вариантом получения сертификатов по ITIL является сдача экзаменов по третьей версии
Сертификация ITIL версии 3
Официальный выход ITIL версии 3 состоялся летом 2007 года. На текущий момент все экзамены данной версии доступны для сдачи за исключением экзамена на статус «ITIL Master» (Advanced Level в схеме сертификации, представленной на рисунке ниже), который находится на завершающих этапах тестирования.
Сама схема сертификации в 3 версии претерпела значительные изменения:
- Экзаменов стало больше.Ниже приведена таблица с возможными вариантами получения 15 баллов, необходимых для перехода к следующему этапу сертификации:
- Русский язык внесен в список языков на которых можно сдавать экзамены. На сегодняшний момент, для заказа на русском языке, доступно всего три экзамена. Экзамен ITIL Foundation, который с октября 2010 года можно сдать на русском языке. Кроме того, доступны два экзамена из линейки "Capability". Это экзамен RCV (Release, Control & Validation) и SOA (Operational Support & Analysis).
- Для сдачи экзаменов на более высокий статус необходимо набрать определенное количество баллов.
На рисунке1 представлена схема сертификации ITIL версии 3:
© Reproduced under licence from AXELOS Limited
Остановимся более подробно на каждом уровне сертификации:
1. Foundation Level - базовый уровень сертификации, который подтверждает знание основных терминов и концепций процессов ITIL v3. При успешной сдаче данного экзамена ИТ-специалист получает сертификат «ITIL v3 Foundation Certificate in IT Service Management» и зарабатывает первые 2 балла.
Условия прохождения экзамена, по сравнению с аналогичным экзаменом во второй версии, не изменились: это - тест, состоящий из 40 вопросов с 4 вариантами ответов, из которых нужно выбрать один правильный (приносит 1 балл). Проходной балл - 26 и более правильных ответов. Длительность - 60 минут.
2. ITIL Practitioner - новая, появившаяся только в 2016 году ступень сертификации.
Зачастую бывает так, что пройдя курс "ITIL Foundation" сотрудник возвращается на рабочее место с огромным потенциалом, готовый совершить «переворот в своем ИТ-подразделении» на благо организации. Но практического опыта ему для этого часто не хватает, даже если он получил международный сертификат «ITIL Foundation».
Сертификация ITIL Practitioner подтверждает способность применять и адаптировать лучшие практики по построению и постоянному совершенствованию процессов ITSM в контексте организации.
Для допуска к экзамену по направлени ITIL Practitioner необходимо выполнить ряд обязательных требований:
- Иметь в наличии сертификат «ITIL v3. Foundation Certificate in IT Service Management».
- Пройти обучение на соответствующем авторизованном курсе.
Экзамен проходит на основании кейса и состоит из 40 вопросов с 4 вариантами ответов, из которых нужно выбрать один правильный (приносит 1 балл). Проходной балл 28 и более баллов.
За сданный экзамен начисляется 3 балла, которыми можно заменить один из экзаменов в линейке Intermediate Level, которые идут далее.
3. Следующая ступень сертификации - Intermediate Level. Данный уровень сертификации подтверждает способности специалиста анализировать и применять концепции ITIL, умения по созданию и поддержке отдельно взятых процессов ITIL.
Для допуска к экзамену по любому из перечисленных выше направлений необходимо выполнить ряд обязательных требований:
- Иметь в наличии сертификат «ITIL v3. Foundation Certificate in IT Service Management».
- Пройти обучение на соответствующем авторизованном курсе.
Экзамен проходит на основании кейса в форме теста, состоит из 8 вопросов с 4 вариантами ответов и градиентной системой оценки: правильный ответ (5 баллов), почти правильный (3 балла), не очень правильный(1 балл), неправильный (0 баллов). Проходной балл - 28 и более баллов. Длительность - 120 минут.
Intermediate Level состоит из 2 направлений:
3а. Lifecycle modules включает в себя 5 модулей (экзаменов), созданных на основе 5 книг ITIL v3: Service Strategy, Service Design, Service Transition, Service Operation и Continual Service Improvement.
Сертификат «ITIL. Intermediate Examination: Intermediate Lifecycle Stream (название книги)» подтверждает знания содержания соответствующей книги ITIL v3 и приносит 3 балла.
Успешная сдача экзаменов по данному направлению подтверждается следующими сертификатами:
- «ITIL. IntermediateExamination: IntermediateLifecycleStream:ServiceStrategy» - это сертификат, подтверждающий знания взаимодействия ИТ и бизнеса и бизнес-процессов целиком.
- «ITIL. Intermediate Examination: Intermediate Lifecycle Stream: Service Design» - это сертификат, подтверждающий знания по процессу построения сервиса.
- «ITIL. Intermediate Examination: Intermediate Lifecycle Stream: Service Transition» - это сертификат, подтверждающий знания по управлению изменениями и проверкой качества, анализу рисков.
- «ITIL. Intermediate Examination: Intermediate Lifecycle Stream: Service Operation» - это сертификат, подтверждающий знания по достижениям эффективности и ценности процессов поставки и поддержки услуг.
- «ITIL. Intermediate Examination: Intermediate Lifecycle Stream: Continual Service Improvement - это сертификат, подтверждающий знания по оценке предоставляемых сервисов, их анализу и поиску путей для постоянного повышения качества обслуживания.
3b. Capability modules включает в себя 4 модуля (экзамена), которые условно можно сравнить с экзаменами уровня Practitioner второй версии ITIL. Сертификат «ITIL. Intermediate Examination: Intermediate Capability Stream (название экзамена)» подтверждает знания и умения по организации и поддержке 2-3 тесно взаимосвязанных процессов, заявленных в названии экзамена, и приносит 4 балла. Два из четырех экзаменов доступны на русском языке.
Успешная сдача экзаменов по данному направлению подтверждается следующими сертификатами:
- «ITIL. Intermediate Examination: Intermediate Capability Stream: Operational Support & Analysis» (OSA) - это сертификат, подтверждающий знания и умения по организации, поддержке и оптимизации процессов Event, Incident, Request, Problem & Access Management (управление событиями, инцидентами, запросам, проблемами и доступом) а также службы Service Desk (Сервис Деск). Есть возможность сдать экзамен на русском языке.
- «ITIL. Intermediate Examination: Intermediate Capability Stream: Release, Control & Validation» (RCV) - это сертификат, подтверждающий знания и умения по организации, поддержке и оптимизации процессов Service Asset and Configuration, Validation and Testing, Release and Deployment, Request fulfillment, Evolution, Knowledge Management (управление сервисными активами и конфигурациями, подтверждением и тестированием, релизами и развертыванием, запросами на обслуживание, оценкой и знаниями). Есть возможность сдать экзамен на русском языке.
- «ITIL. Intermediate Examination: Intermediate Capability Stream: Service Offerings & Agreements» (SOA) - это сертификат, подтверждающий знания и умения по организации, поддержке и оптимизации процессов Service Portfolio, Service Catalogue, Service Level Management, Demand, Supplier & Financial Management (управление портфелем услуг, каталогом услуг, уровнем сервиса, спросом, поставщиками и финансами).
- ITIL. Intermediate Examination: Intermediate Capability Stream: Planning, Protection & Optimization» (PPO) - это сертификат, подтверждающий знания и умения по организации, поддержке и оптимизации процессов Capacity, Availability, Continuity Management, Information Security & Demand Management (управление мощностью, доступностью, непрерывностью, информационной безопасностью и спросом).
Для того, чтобы перейти на следующий уровень сертификации ITIL v3 - «ITIL Expert» кандидат должен набрать на данном уровне 17 баллов (включая 2 балла, присваиваемые за успешно сданный экзамен ITIL Foundation).
Ниже приведена таблица с возможными вариантами получения необходимых для перехода к следующему этапу сертификации 15 баллов:
Внимание! За сданный экзамен ITIL Practitioner начисляется 3 балла, которыми можно заменить один из экзаменов в линейке Intermediate Level.
Возможные
варианты
сертификации
|
Foundation
Level
|
|
Intermadiate Level: Capability Modules |
|
Intermadiate Level: Lifecycle Modules |
Сумма балов
(необходимо 17)
|
|||||||||
ITIL
Fuondation
v3
|
PPO | SOA | RCV | OSA | SS | SD | ST | SO | CSI | ||||||
Вариант 1 | 2 | 4 | 4 | 4 | 4 | 18 | |||||||||
Вариант 2 | 2 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 17 | ||||||||
Вариант 3 | 2 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 19 | ||||||||
Вариант 4 | 2 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 20 | ||||||||
Вариант 5 | 2 | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | 20 | ||||||||
Вариант 6 | 2 | 4 | 4 | 3 | 3 | 3 | 19 |
4. ITIL Expert Level - самая высокая ступень сертификации в ITIL третьей версии, доступная для получения на сегодняшний день. Сертификат «ITIL Expert»подтверждает, что его обладатель способен решать как тактические, так и стратегические задачи, возникающие в работе ИТ-подразделения (ИТ-компании).
Для допуска к экзамену необходимо выполнить ряд обязательных требований:
- Набрать 17 баллов на предыдущих ступенях сертификации.
- Пройти обучение на авторизованном курсе «Managing Across the Lifecycle».
Экзамен, как и на уровне Intermediate, проходит на основании кейса в форме теста, состоит из 8 вопросов с 4 вариантами ответов и градиентной системой оценки: правильный ответ (5 баллов), почти правильный (3 балла), не очень правильный(1 балл), неправильный (0 баллов). Проходной балл - 28 и более баллов. Длительность - 120 минут.
Успешная сдача данного экзамена оценивается в 5 баллов и позволяет не только получить один из наиболее высоких статусов в третьей версии ITIL, но и дает право на сертификацию на самый высокий статус - ITIL Master.
5. ITIL Master Level (Advanced Level) - высшая ступень сертификации в ITIL третьей версии. Сертификат «ITIL Master» подтверждает способность ИТ-специалиста применить и анализировать концепцию ITIL в новых областях.
Данная ступень сертификации проходит завершающие этапы тестирования.
Для получения статуса ITIL Master будет необходимо выполнить ряд требований:
- Предоставить описание реального проекта, в котором необходимо разобрать элементы ITIL, использующиеся в ходе его реализации.
- Предоставить пакет документации для оценки.
- Пройти собеседование по материалам присланного пакета документации.
Предполагается, что претендент на данный статус обладает глубокими знаниями тех областей ITIL, которые были им описаны в рамках проекта, а также навыками планирования и управления в указанных областях. Поэтому жестких требований к обучению нет: кандидату предоставляется возможность самому определить спектр и формат обучения.
1. The Swirl logo™ is a Registered Trade Mark of AXELOS Limited
2. ITIL® is a Registered Trade Mark of AXELOS Limited
3. APM Group, APMG-International - Независимый международный институт аккредитации и аттестации организаций, процессов и людей. http://www.apmg-international.com
4. OGC (http://www.ogc.gov.uk ) - независимое подразделение в Министерстве Финансов, созданное для оказания помощи правительству Великобритании; работает с центральными правительственными ведомствами и другими организациями государственного сектора. На сегодняшний день OGC (в начале 80-х годов, по заказу Британского правительства, приступивший к разработке более эффективной и рентабельной схемы работы ИТ, результатом чего явилась первая версия ITIL) является официальным издателем библиотеки ITIL. В настоящее время OGC переименована в Cabinet Office.